В ближайшее время в 20 наиболее крупных агломерациях планируется оснащение всего пассажирского транспорта онлайн-тахографами. В дальнейшем же на онлайн-тахографию собираются переводить практически все грузовые автомобили и автобусы. При этом бортовые контрольные приборы будут автоматически фиксировать превышения скорости и переработки водителей — что значительно снизит нагрузку на инспекторов, которые сегодня отвечают за фиксацию таких нарушений.
С другой стороны, сомнения в том, что для дистанционной фиксации нарушений с последующими штрафными санкциями можно будет использовать онлайн-тахографы, есть как у участников рынка, так и у юристов.
Закон и онлайн тахографы
Проект закона, который должен ввести онлайн-тахографы в правовое поле, разрабатывается специалистами Минтранса. По информации из Министерства, в правительство этот документ будет подан уже этой осенью. В случае успешного рассмотрения нормативов в течение года они станут обязательными для Москвы и МО, а в течение двух лет требования об обязательном оснащении онлайн-тахографами будут расширении на все регионы РФ.
На сегодняшний день решение о том, штрафовать водителя или нет, принимается исключительно инспектором. Если же вступит в действие новый закон, то и фиксация нарушения, и присуждение штрафа будут выполняться удаленно. При этом представители Минтранса заявляют, что полностью автоматическое присуждение штрафа пока не планируется:
- Онлайн-тахограф должен передать показатели движения ТС.
- Данные, которые подтверждают нарушение скоростного режима или режима работы/отдыха, будут поступать должностному лицу.
- На основании этих данных будет приниматься решение о штрафных санкциях.
Таким образом, за счет автоматизации сократится нагрузка на инспекторов, работающих на трассах. Также можно будет со временем уменьшить их количество, не снизив качество фиксации нарушений.
Согласно разрабатываемому законопроекту автомобили, оснащенные цифровыми тахографами современного образца, переоборудовать не придётся: самописцы можно использовать до истечения срока службы. Онлайн-тахографы будут ставиться только на новые автомобили/автобусы.
Пилотный проект
«Обкатку» онлайн-тахографы должны пройти в рамках пилотного проекта, предусматривающего их установку на троллейбусы и автобусы. К участию планируют привлекать городской пассажирский транспорт 20 наиболее крупных агломераций в РФ. Согласно планам, реализация этого этапа внедрения системы завершится в конце текущего года.
На ГАЗе подтвердили, что ЛиАЗ будет задействован в проекта. Участие КамАЗа пока не подтверждено. Также не подтвердили предложение о тестировании онлайн-тахографов представители «Мострансавто» — но при этом они же озвучили готовность к обсуждению условий тестового оснащения техники.
АИС ТК для онлайн-тахографов
Сбор данных будет осуществляться автоматизированной информационной системой «Тахографический контроль». Ее разработало по заказу Минтранса РФ ООО «Интек» (СПб), выигравшее в 2017 году тендер на создание информационной системы. На сегодняшний день основная часть программного комплекса уже готова, хотя данных о ее тестовой эксплуатации пока нет (это запланировано в рамках пилотного проекта).
Проверка передачи данных с онлайн-тахографов в АИС ТК также находится в стадии подготовки. При этом на время действия пилотной программы штрафные санкции за обнаруженные в режиме онлайн нарушения, налагаться не будут. Это обусловлено тем, что для вступлении ограничений в действие требуется внести ряд изменений в законодательную базу.
С. Радько, юрист движения «Свобода выбора» считает, что внедрение онлайн-тахографов для контроля скоростного режима и присуждения штрафов будет сопряжено со значительными трудностями. Основное требование — тахографы придется приравнять к приборам, измеряющим скорость (ранее это было сделано с автоматическими камерам). Для этого требуется высочайшая точность измерений, что практически нереально реализовать при использовании спутникового канала. Погрешности, и так значительные, в городской плотной застройке будут еще выше. Также могут возникнуть сложности при конфликте показаний нескольких приборов, например, стационарной камеры и онлайн-тахографа.
Еще одни опасения касаются расходов на переоборудование автомобилей. По предварительным оценкам, оснащение ТС тахографами нового типа обойдется перевозчикам в сотни тысяч рублей. Отрасль просто не сможет выдержать такую финансовую нагрузку при обязательном переоснащении техники.
По мнению Г. Мирошина, главы ассоциации «Рустахоконтроль», водители и перевозчики попадают при этом в серьезную зависимости от качества работы мастерских по установки приборов. Тахографы обеспечивают замеры скорости непрямыми методами, а это значит, что точность измерения будет во многом зависеть от параметров настройки оборудования.
При принятии решения о наказании за нарушение режима труда/отдыха также возникает ряд сложностей. Так, если решение будет принимать инспектор, то он может принять во внимание дополнительные факторы — например, вынужденное стояние в пробке без возможности прервать работу. При автоматической фиксации аргументы просто некому будет предоставить. Кроме того, если большую часть инспекторов уберут с дорог, то практически все автобусы и грузовики (1 млн и 4 млн ТС соответственно) останутся без надзора, что только ухудшит ситуацию на дорогах. Кроме того, это противоречит европейскому опыту — там, несмотря на активное внедрение онлайн-тахографии, речь об отказе от инспекторов не ведется.