Инженеры Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) выступили с инициативой о внедрении системы, отслеживающей состояние водителей и контролирующих степень их утомления. Оборудование для этого предлагают устанавливать на автобусы, выполняющие перевозку пассажиров, а также на грузовые транспортные средства.
По мнению инженеров, система мониторинга позволит предотвратить ряд ДТП, происходящих по вине водителей, которые засыпают от усталости.
Разработчики утверждают, что система мониторинга усталости водителя (СМУВ) сможет заблаговременно распознать предпосылки к засыпанию за рулем, а также отслеживать стресс, потерю концентрации или агрессию – в общем, все то, что может стать причиной аварии.
Принцип работы системы мониторинга усталости водителя
Пульт управления СМУВ будет оснащен системой обратной связи. Помимо считывания и оценки физиологических показателей устройство будет сигнализировать водителю о необходимости отдыха или о том, что следует сменить стиль вождения на менее агрессивный. Конструкция системы также предполагает, что именно СМУВ будет разблокировать возможность запуска двигателя – если водитель не пройдет проверку, то машина попросту не заведется.
В. Похмелкин, председатель «Движения автомобилистов России», отмечает, что идеи внедрения таких приборов контроля в РФ пока не прижились, но они определённо заслуживают внимания. По его мнению, отслеживание утомления водителя и контроль отсутствия переработок очень важны.
По статистике около 25% аварий на дорогах РФ происходят из-за:
- Засыпания за рулем вследствие переутомления.
- Потери концентрации.
- Неадекватной оценки мастерства в управлении автомобилем.
- Вождения в стрессовом состоянии.
Авторы инициативы считают, что часть этих фактором можно компенсировать техническими средствами. Поэтому внедрение СМУВ приведет к снижению числа ДТП с участием автобусов и грузовых автомобилей.
Попытки решения этой задачи другими способами уже предпринимаются. Так, стоит упомянуть о внедрении персональной карты, на которой фиксируется время работы таксиста. Операторы будут передавать данные по системе ГЛОНАСС в единый статистический центр, и после выработки установленного законом норматива таксист просто не будет допускаться к управлению автомобилем.