Изменившийся режим труда и отдыха водителей в 2020 — один из наиболее обсуждаемых вопросов в профессиональной среде. Требования к продолжительности вождения и перерывов теперь несколько отличаются от привычных, и именно на них нужно ориентироваться, чтобы не получить штраф.
С другой стороны, изменения режима труда и отдыха водителей не затрагивают индивидуальных предпринимателей и юридические лица. Потому всем, кроме физлиц, управляющих грузовыми автомобилями снаряженной массой более 3500 кг, можно планировать рейсы, исходя из старых правил.
Изменения в режиме труда и отдыха водителя
Основной нормативный акт, изменяющий требования к законодательно закрепленному режиму труда и отдыха водителей в 2020 году — выпущенное Правительством РФ постановление № 1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД — добавляется отдельный раздел, посвященный оптимизации времени управления ТС для снижения аварийности.
Основное назначение всех изменений — синхронизация действующего в РФ законодательства с нормами ЕСТР. Требования ЕСТР по режиму труда и отдыха водителей используются в качестве базовых при планировании международных рейсов. С выходом постановления европейские нормативы стали обязательными также для водителей, выполняющих внутренние рейсы.
При этом, как и было сказано выше, обновленные нормы касаются только физических лиц. Управляющих грузовым транспортом. Это значит, что водитель должен перевозить грузы, находящиеся в личной собственности, и не получая при этом оплату за выполненные рейс.
Новое постановление №1733
Добавленный в ПДД раздел №26 содержит ряд ограничений, касающихся продолжительности труда при управлении ТС и минимальной длительности отдыха:
- Суммарное время, в течение которого можно находиться за рулем машины, составляет не более 9 часов в сутки.
- Не более 2 раз в неделю этот промежуток может быть увеличен до 10 часов.
- В течение недели суммарно можно провести за рулём 56 часов, но не более 90 часов за 2 смежные недели.
- При вождении обязательно выполняются перерывы: минимум 45 минут через 4,5 часа вождения. Перерыв можно разбить на два фрагмента — 30 и 15 минут соответственно.
В постановлении, описывающем новые требования к режиму труда, также учтены непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении рейса. Если нет возможности остановиться на отдых (на пути следования нет специально оборудованных площадок), время вождения можно увеличить на 60 минут при десятичасовой смене или на 120 минут при девятичасовой.
Стоит иметь в виду, что в нормативах указывается минимальное время для отдыха, и максимальное — для труда (вождения или выполнения других работ). Все промежутки фиксируются по тахографу, установленному на автомобиле, следовательно, отдыхать нужно не менее 45 минут, а управлять ТС — не более 4,5 часов без перерыва.
Штраф за нарушение режима труда и отдыха в 2020 году
Проверять, насколько хорошо соблюдаются действующее нормативы, касающиеся оснащения ТС тахографами, а также соблюдения требований по продолжительности времени отдыха и труда водителей могут сотрудники Ространснадзора и представители ДПС ГИБДД. При этом проверяют:
- Наличие бортового самописца.
- Его исправность.
- Записи с тахографа для выявления переработки (превышение рекомендованного режима труда) или недостаточной продолжительности отдыха.
Частота и строгость проверок режима труда по сравнению с 2019 годом возрастают. Это значит, что вероятность подвергнуться проверке очень высока. При обнаружении любых нарушений практически гарантированно будет назначен штраф по ст. 11.23, ч.3 КоАП РФ:
- От 1500 до 2000 рублей для водителя.
- 7–10 тыс. рублей для должностного лица.
- До 25 или 50 тысяч для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц соответственно.
Правоприменительная практика показывает, что при нарушениях режима труда и отдыха обычно виноватым признают водителя, допустившего переработку или сократившего перерыв. Ответственность для должностных лиц, ИП или юрлиц наступает только в том случае, если будет доказана их вина в изменении графика, нарушающем требования постановления.
Вступление постановления в действие
Соблюдать новые ограничения, касающиеся режима труда и отдыха по постановлению № 1733, нужно с 1 января 2020 года. Это значит, что уже сегодня водитель может быть подвергнут проверке и получить штраф при выявлении нарушение.
Если же при управлении ТС и составлении графика вы придерживались введенных ранее ограничений по режиму труда/отдыха — вам достаточно будет внести незначительные корректировки и следить за их соблюдением.